Космические миссии, которые могли обернуться трагедией

Содержание

Самые страшные космические катастрофы

Космические миссии, которые могли обернуться трагедией

Дорогостоящие комплектующие и лучшие ученые умы пока не могут гарантировать стопроцентный успех любой космической операции: космические аппараты продолжают выходить из строя, падать и взрываться. Сегодня человек смело говорит о колонизации Марса, а всего несколько десятилетий назад любая попытка запуска корабля в космическое пространство могла обернуться страшной трагедией.

«Союз-1»: жертва космической гонки

1967 год. Космическая промышленность отстает от США на два огромных шага – два года Штаты производят пилотируемые полеты и два года ни одного полета нет у СССР. Поэтому руководство страны так стремилось во что бы то ни стало запустить на орбиту «Союз» с человеком на борту.

Все пробные испытания непилотируемых «союзов» заканчивались авариями. «Союз-1» был запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту один космонавт – Владимир Комаров.

Что случилось

Проблемы начались сразу после выхода на орбиту: не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей. Корабль испытывал дефицит энергии. Полет пришлось прервать досрочно. «Союз» успешно сошел с орбиты, но на заключительном этапе приземления не сработала парашютная система.

Вытяжной парашют не смог вытянуть из лотка основной парашют, а стропы успешно вышедшего запасного парашюта обмотались вокруг неотстреленного вытяжного парашюта. Окончательная причина невыхода основного парашюта так и не установлена.

Среди самых распространенных версий – нарушение технологии при производстве спускаемого аппарата на заводе. Есть версия, что из-за нагрева аппарата краска на лотке выброса парашюта, которой он был покрашен ошибочно, стала липкой, и парашют не вышел, так как «прилип» к лотку.

Со скоростью 50 м/с спускаемый аппарат ударился о землю, что привело к гибели космонавта.
Данная авария стала первым (известным) случаем гибели человека в истории пилотируемых космических полетов.

«Аполлон-1»: пожар на земле

Пожар произошел 27 января 1967 года во время подготовки к первому пилотируемому полету по программе «Аполлон». Погиб весь экипаж. Вероятных причин трагедии было несколько: ошибка при выборе атмосферы (был сделан выбор в пользу чистого кислорода) корабля и искра (или короткое замыкание), которая могла послужить своеобразным детонатором.

Экипаж «Аполлона» за несколько дней до трагедии. Слева направо: Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом, Роджер Чаффи.

Кислород предпочли кислородно-азотной газовой смеси, так как он делает герметичную конструкцию корабля значительно легче. Однако мало значения придали разности в давлении во время полета и во время тренировки на Земле. Некоторые детали корабля и элементы костюмов астронавтов становились очень пожароопасными в кислородной атмосфере при повышенном давлении.

Так выглядел командный модуль после пожара.

После возгорания огонь распространялся с невероятной скоростью, повредив скафандры. Сложная конструкция люка и его замков не оставила астронавтам шанcов на спасение.

«Союз-11»: разгерметизация и отсутствие скафандров

Командир корабля Георгий Добровольский (в центре), инженер-испытатель Виктор Пацаев и бортинженер Владислав Волков (справа). Это был первый экипаж орбитальной станции «Салют-1».Трагедия произошла во время возвращения космонавтов на землю.

До момента обнаружения корабля после посадки, на Земле не знали о том, что экипаж погиб. Так как посадка проходила в автоматическом режиме, спускаемый аппарат сел в назначенном месте, без сильных отклонений от плана.

Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни, реанимационные мероприятия не помогли.

Что случилось

«Союз-11» после посадки.

Основная принятая версия – разгерметизация. Экипаж погиб от декомпрессионной болезни. Анализ записей регистратора показал, что на высоте примерно 150 км давление в спускаемом аппарате начало резко снижаться.

Комиссия пришла к выводу, что причиной такого снижения стало несанкционированное открытие вентиляционного клапана.Этот клапан должен был открываться на небольшой высоте при подрыве пиропатрона.

Почему пиропатрон сработал намного раньше, доподлинно не известно.

Предположительно, это произошло из-за ударной волны, проходящей по корпусу аппарата. А ударная волна, в свою очередь, вызвана срабатыванием пиропатронов разделяющих отсеки «Союза».

Воспроизвести это при наземных испытаниях не удалось. Однако в дальнейшем конструкция вентиляционных клапанов была доработана.

Нужно отметить, что конструкция корабля «Союз-11» не предусматривала скафандры для экипажа…

Авария «Челленджера»: катастрофа в прямом эфире

Эта трагедия стала одной из самых громких за всю историю освоения космоса, благодаря прямому телевизионному эфиру. Американский шаттл «Челленджер» взорвался 28 января 1986 года через 73 секунды после старта, за которым наблюдали миллионы зрителей. Погибли все 7 членов экипажа.

Что случилось

Было установлено, что разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя.

Повреждение кольца при старте привело к образованию отверстия, из которого начала бить реактивная струя. В свою очередь это привело к разрушению крепления ускорителя и структуры внешнего топливного бака.

Вследствие разрушения топливного бака сдетонировали компоненты топлива.

Шаттл не взорвался, как принято считать, а именно «разрушился» из-за аэродинамических перегрузок. Кабина экипажа не разрушилась, но, скорее всего, разгерметизировалась. Обломки упали в Атлантический океан. Удалось найти и поднять многие фрагменты челнока, в том числе и кабину экипажа.

Было установлено, что минимум три члена экипажа пережили разрушение челнока и находились в сознании, пытаясь включить приборы подачи воздуха.
После этой катастрофы «Шаттлы» были оборудованы системой аварийной эвакуации экипажа.

Но стоит отметить, что в аварии «Челленджера» эта система не смогла бы спасти экипаж, так как она разработана для использования строго во время горизонтального полета. Эта катастрофа «свернула» программу «шаттлов» на 2,5 года.

Специальная комиссия возложила высокую степень вины на недостаток «корпоративной культуры» во всей структуре NASA, а также кризис управленческой системы принятия решений. Руководители знали о дефекте уплотнительных колец, поставляемых определенным поставщиком, в течение 10 лет…

Катастрофа шаттла «Колумбия»: несостоявшаяся посадка

Трагедия произошла утром 1 февраля 2003 года во время возвращения на Землю после 16-дневного пребывания шаттла на орбите. После вхождения в плотные слои атмосферы корабль так и не вышел на связь с ЦУПом NASA, а вместо челнока на небе появились его обломки, падающие на землю.

Что случилось

Экипаж шаттла «Колумбия»: Калпана Чавла, Ричард Хасбанд, Майкл Андерсон, Лорел Кларк, Илан Рамон, Уильям МакКул, Дэвид Браун.

Расследование проводилось в течение нескольких месяцев. Обломки шаттла собирали на территории равной по величине двум штатам. Было установлено, что причиной катастрофы стало повреждение защитного слоя крыла челнока.

Это повреждение, вероятно, было вызвано падением куска теплоизоляции кислородного бака во время старта корабля.

Как и в случае с «Челленджером», трагедию можно было предотвратить, если бы волевым решением руководителей NASA экипаж провел визуальный осмотр корабля на орбите.

Есть данные о том, что технические специалисты трижды направляли запрос на получение изображения повреждений, полученных при старте. Руководство NASA посчитало, что повреждение от удара теплоизоляционной пены не может привести к серьезным последствиям.

«Аполлон-13»: масштабная трагедия со счастливым финалом

Этот полет американских астронавтов является одной из самых известных пилотируемых миссий «Аполлонов» к Луне. Невероятную силу духа и упорство, с которым тысячи людей на Земле пытались вернуть людей из космической западни, воспели писатели и режиссеры. (Самый известный и подробный фильм о тех событиях – фильм Рона Ховарда «Аполлон-13».)

Что случилось

Старт «Аполлона-13».

После стандартного перемешивания кислорода и азота в соответствующих баках астронавты услышали звук удара и почувствовали толчок. В иллюминаторе стала заметна утечка газа (кислородной смеси) из служебного отсека.

Облако газа меняло ориентацию корабля. «Аполлон» начал терять кислород и энергию. Счет пошел на часы. Был принят план использовать лунный модуль в качестве спасательной шлюпки. На Земле был создан штаб по спасению экипажа.

Было много проблем, которые предстояло решать одновременно.

Поврежденный двигательный отсек «Аполлона-13» после отделения.

Кораблю предстояло облететь вокруг Луны и выйти на траекторию возврата.

По ходу всей операции помимо технических проблем с кораблем астронавты начали испытывать кризис систем жизнеобеспечения. Обогреватели включать было нельзя – температура в модуле упала до 5 градусов Цельсия. Экипаж начал замерзать, помимо этого возникла угроза замерзания запасов продовольствия и воды.

углекислого газа в атмосфере кабины лунного модуля достигло 13%. Благодаря четким инструкциям из командного центра экипаж смог сделать «фильтры» из подручных материалов, что позволило довести содержание углекислого газа до допустимых значений.

В ходе спасательной операции экипаж смог произвести отстыковку двигательного отсека и отделение лунного модуля. Все это нужно было выполнить практически «вручную» в условиях показателей жизнеобеспечения близких к критическим. После успешного завершения этих операций предстояло выполнить еще предпосадочную навигацию.

При неправильной настройке систем навигации модуль мог войти в атмосферу под неправильным углом, что вызвало бы критический перегрев кабины.

https://www.youtube.com/watch?v=gmAzHh3ak3w

На период посадки ряд стран (в том числе и СССР) объявили радиомолчание на рабочих частотах.

17 апреля 1970 года отсек «Аполлона-13» вошел в атмосферу Земли и благополучно приводнился в Индийском океане. Все члены экипажа выжили.

Источник

Мирослава созерцатель

  • Активность: 47k
  • Пол: Женщина

Мирослава созерцатель

Источник: https://interesnosti.com/1071024008913750382/samye-strashnye-kosmicheskie-katastrofy/

10 причин, по которым люди не покинут Землю… Пока

Космические миссии, которые могли обернуться трагедией

Человечество сумело отправить людей в космос и высадить их на Луну. Мы живём в эпоху, когда, казалось бы, можно сделать обитаемыми и другими планеты. Но есть несколько причин, по которым мы должны продолжать оставаться на месте. По крайней мере, пока.

10. Деньги

Всего лишь 120 миллиардов американской валюты хватило бы, чтобы в 2 раза сократить число голодающих людей во всём мире

Хоть технически мы и можем попробовать колонизировать отдалённые миры, такие планы являются мало осуществимыми с финансовой точки зрения. Сумма для успешной реализации столь масштабных программ – астрономические. Расчёты показывают, что для того, чтобы высадить человека на Марс, необходимо потратить около 150 миллиардов долларов.

Казалось бы, это не так уж и много, если учитывать потенциальную выгоду для человечества от такого шага в долгосрочной перспективе.

Однако всего лишь 120 миллиардов американской валюты хватило бы, чтобы в 2 раза сократить число голодающих людей во всём мире.

Деньги не являются главной проблемой, но нам лучше подумать о том, куда рациональней будет вложить своё время и ресурсы здесь и сейчас.

9. Мы ещё не знаем Землю

Более 95% океана человек до сих пор не исследовал

Поверхность Земли более чем на 70% покрыта водой. Глубины океанов до сих пор являются малоизученными. Причём цифры поражают. Более 95% океана человек до сих пор не исследовал, и практически каждый день учёные ​открывают новых представителей морской флоры и фауны. Порой они выглядят очень необычно. Исследование глубин океана имеет огромные перспективы в научной плоскости.

Жак Пикар и лейтенант ВМС Соединённых Штатов Дон Уолш могут рассказать о том, какими одинокими они чувствовали себя в условиях абсолютной темноты и невероятного давления Марианской впадины, когда спустились в неё в 1960-м году.

Интересно, что большинство космических миссий требуют начальной подготовки астронавтов в воде. Именно дно океанов может помочь людям научиться приспосабливать для жизни самую суровую среду и переживать пустоту, царящую на многие километры вокруг.

А сколько тайн и неизвестных науке обитателей ещё скрывается от нас в морских глубинах?

8. Непредвиденные риски

Сейчас двигатель, использующий микроволновое излучение, не способен поднять в воздух десятки тонн, но, возможно, скоро он сможет изменить сложившиеся у учёных понятия о космических путешествиях

Любое дело сопряжено с некоторой степенью риска. Что уж говорить о миссии, в которой людям придётся покинуть Землю? Малейшая ошибка может обернуться трагедией. За примерами далеко ходить не нужно – достаточно вспомнить печальную историю космического челнока Challenger. Конечно, великие свершения невозможны без риска.

Тем не менее, нельзя оставаться верными старым технологиям и не обращать внимание на новые открытия. Например, в 2014-м году исследовательская группа НАСА подтвердила высокий потенциал открытия, сделанного в 2006-м британским учёным Роджером Шавьером, предложившим использовать для вывода ракет на орбиту не ракетное топливо, а микроволновое излучение.

Мировое научное сообщество долго обсуждало дерзкую идею, казалось бы, противоречащую третьему закону термодинамики.

Новая технология пока ещё испытывается и совершенствуется. Пусть сейчас двигатель, использующий микроволновое излучение, и не способен поднять в воздух десятки тонн – вполне возможно, что в скором времени он сможет изменить сложившиеся у учёных понятия о космических путешествиях.

Если топливо станет невостребованным – катастрофы, подобные крушению Челленджера, больше никогда не случатся. Кроме того, космический аппарат, разгоняющийся за счёт микроволнового излучения, имел бы намного меньший вес.

А значит, можно было бы создать все условия для путешествий на большие дистанции.

7. Громадные расстояния

Из теории относительности Эйнштейна можно сделать вывод, что для объекта, движущегося со скоростью света (например, фотона), время словно останавливается

Нельзя не учитывать время, которое придётся тратить на путешествия по отдалённым уголкам Вселенной. Это – едва ли не главное препятствие, не позволяющее людям мечтать о межзвёздных полётах.

Из теории относительности Эйнштейна можно сделать вывод, что для объекта, движущегося со скоростью света (например, фотона), время словно останавливается. И даже если для стороннего наблюдателя будет казаться, что объект движется миллионы лет, для него самого это время пролетит мгновенно.

Но, к сожалению, люди пока очень далеки от изобретения двигателей, способных разогнать космический корабль хотя бы до 0,1 скорости света.

Рассмотрим, например, Вояджер-1. Он движется в глубины космоса системы уже более 35 лет, отдаляясь от Солнца со скоростью около 60 тысяч километров в час. Казалось бы – очень быстро. Но путешествие с такой скоростью к ближайшей звезде, Проксима Центавра, заняло бы у него около 76 тысячелетий.

Что же тогда говорить о звёздах, находящихся от нас намного дальше – на расстоянии в сотни и тысячи световых лет? Для сравнения: человеческая цивилизация существует всего лишь 12 тысячелетий. Свет же пройдёт дистанцию до Проксима Центавра всего за 4,3 года. Что же нам делать? Надеяться, например, на существующую пока только в теории ядерную энергетическую установку «Пульс».

Если учёные смогут её создать – то до Проксима Центавра люди смогут добраться всего за 85 лет!

6. Гравитация

В невесомости мышечная масса уменьшается примерно на 5% каждую неделю, кости атрофируются на 1% в месяц, а количество крови за такой же период сокращается на 22%

Именно благодаря гравитационному притяжению Луна вращается вокруг Земли, а Земля – вокруг Солнца. Его имеет каждое массивное космическое тело.

Заметить оказываемое гравитацией воздействие можно, следя за прохождением света мимо звезды или, например, чёрной дыры.

В первом случае траектория полёта фотонов слегка изгибается, во втором – они притягиваются сверхмассивным космическим образованием и поглощаются навсегда. А ещё гравитация является той причиной, по которой мы не можем надолго покинуть Землю.

Почему так? Дело в том, что все живые существа на Земле развиваются под воздействием тяготения нашей планеты. Тело человека работает с максимальной эффективностью в условиях стандартной (привычной для нас) гравитации.

В невесомости же мышечная масса уменьшается примерно на 5% каждую неделю, кости атрофируются на 1% в месяц, а количество крови за такой же период сокращается на 22%.

Астронавты обязаны регулярно заниматься на тренажёрах в период пребывания в космосе и в первый месяц после возвращения. Но всё равно кости иногда не восстанавливаются полностью.

Для колонистов Марса гравитация станет большим камнем преткновения. Не менее 7 месяцев им придётся находиться в условиях невесомости, после чего они попадут на планету, тяготение на которой составляет лишь 30% от земного. Учитывая, что некоторых астронавтов после 2 месяцев в космосе носят на носилках, можно сделать вывод, что эти колонисты будут чувствовать себя 90-летними стариками.

5. Искусственный интеллект

Изобретения могут пригодиться людям при колонизации других планет, но нужно ещё немного времени для усовершенствования систем искусственного интеллекта

Роботы могут помочь будущим колонистам других планет, например, делая за них тяжёлую работу и предоставляя им важную информацию. На данный момент эта технологическая сфера развивается очень быстро.

Созданы неутомимые машины, способные в одиночку тушить пожары, переносить тяжёлые грузы по самой трудной местности, самоуправляемые автомобили. Нельзя не упомянуть и робота Watson, хранящего в памяти все познания человека в сфере медицины и помогающего ставить диагнозы пациентам.

Все эти изобретения могут пригодиться людям при колонизации других планет, но нужно ещё немного времени для усовершенствования систем искусственного интеллекта.

4. Генетическое разнообразие

Мы привыкли жить в многонациональном и многорасовом обществе

Мы привыкли жить в многонациональном и многорасовом обществе. В той же Британии 6% детей в возрасте младше 5 лет имеют смешанную этническую принадлежность, в возрасте же от 20 до 24 лет таких людей лишь 3%. И в смешении рас и национальностей нет ничего плохого.

Причём речь сейчас идёт не о культурных или религиозных ценностях. Когда европейцы впервые прибыли в Америку, более 90% коренного населения погибло из-за новых болезней.

У обитателей Нового Света было высокое сходство на генетическом уровне, и, к сожалению, их организмы были неспособны эффективно противостоять неизвестным инфекциям.

В момент зачатия ребенок наследует гены от отца и матери, и лучше всего, чтобы они как можно сильней отличались друг от друга. В таком случае вероятность рождения здорового и сильного ребёнка максимальна.

Последние исследования показали, что численность колонии для далёких межзвездных перелётов должна достигать 20-40 тысяч человек.

Именно такое количество людей сможет обеспечить высокое генетическое, а также демографическое разнообразие, требуемое для выживания цивилизации во время длительного космического путешествия и по его окончании.

Численность в 40 тысяч человек гарантирует здоровье популяции на протяжении как минимум 5 поколений, позволяет избежать межродственного скрещивания и даёт возможность пережить любую серьёзную катастрофу.

3. Премьер-Директива

В Премьер-Директиве предписывается, что человечество не должно вступать в контакт со слаборазвитыми формами жизни, найденными на других планетах

В так называемой Премьер-Директиве предписывается, что человечество не должно вступать в контакт со слаборазвитыми формами жизни, найденными на других планетах, нарушать или влиять на процесс их естественной эволюции.

Однако история твердит о том, что люди не способны следовать подобным правилам при столкновении с находящимся на более низком уровне технологического развития цивилизациями. Примеров – масса, достаточно вспомнить, чем закончилась высадка европейцев в Америке для местного населения.

Мы боимся, что высокоразвитые инопланетяне по прибытии на Землю могут быть настроены враждебно, но сами вели бы себя так же на других планетах.

Более того, даже минимальный наш контакт с чужим миром может закончиться для него плачевно.

Обычные земные бактерии вполне могли бы размножиться и мутировать на другой планете, изменив её судьбу навсегда, возможно – даже убив уже существующую жизнь.

Учитывая это, можно сделать вывод, что нам лучше оставаться на Земле, пока мы не станем достаточно зрелыми для того, чтобы иметь возможность избежать подобного сценария.

2. Нарушение Status Quo

Человечество, несмотря на многочисленные локальные конфликты, происходящие по всему миру, переживает самую мирную эру в своей истории

Человечество, несмотря на многочисленные локальные конфликты, происходящие по всему миру, переживает самую мирную эру в своей истории. Тем не менее, колония на далёкой планете может нарушить текущий статус-кво. Невозможно предсказать, к каким последствиям для жителей Земли приведёт новость о том, что люди смогли колонизировать чужой мир.

1. Ответственность и приоритеты

Лишь научившись жить в гармонии с собой и окружающей средой, можно колонизировать другие планеты

История показывает нам, что человечество не очень любит решать созданные своими руками проблемы, предпочитая проявлять безответственность и уходить от них в сторону. Достаточно взглянуть на климатическую и экологическую ситуацию.

Вместо того, чтобы, например, минимизировать количество вредных выбросов в атмосферу, остановить вырубку лесов и прекратить загрязнять окружающую среду, люди раздумывают, куда бы улететь с нашей планеты, если она станет непригодной для жизни (по нашей же вине!).

Мы ищем лёгкие пути, но тем самым обрекаем себя на вечное повторение допущенных ошибок. И нет сомнений, что «земные» проблемы в перспективе перенесутся и на другую планету. Бесконечный цикл…

Война, голод, дискриминация, загрязнение окружающей среды – проблемы, которые мы должны оставить позади прежде, чем начинать планировать перелёты в отдалённые уголки космоса. Лишь научившись жить в гармонии с собой и окружающей средой, можно колонизировать другие планеты.

  • Виктория
  • Распечатать

Источник: https://www.publy.ru/post/16582

Самые страшные космические катастрофы: версии и факты

Космические миссии, которые могли обернуться трагедией

Hi-Tech Mail.ru предлагает вам вспомнить самые трагические события, связанные с освоением космоса, и узнать о причинах произошедшего.

«Союз-1»: жертва космической гонки

1967 год. Космическая промышленность отстает от США на два огромных шага – два года Штаты производят пилотируемые полеты и два года ни одного полета нет у СССР. Поэтому руководство страны так стремилось во что бы то ни стало запустить на орбиту «Союз» с человеком на борту.

Космический аппарат после удара о землю. (Фото-strela-watch.de) — космический кораблю «Союз – 1»

Все пробные испытания непилотируемых «союзов» заканчивались авариями. «Союз-1» был запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту один космонавт – Владимир Комаров.

Что случилось

Проблемы начались сразу после выхода на орбиту: не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей. Корабль испытывал дефицит энергии. Полет пришлось прервать досрочно. «Союз» успешно сошел с орбиты, но на заключительном этапе приземления не сработала парашютная система.

Вытяжной парашют не смог вытянуть из лотка основной парашют, а стропы успешно вышедшего запасного парашюта обмотались вокруг неотстреленного вытяжного парашюта. Окончательная причина невыхода основного парашюта так и не установлена.

Среди самых распространенных версий – нарушение технологии при производстве спускаемого аппарата на заводе. Есть версия, что из-за нагрева аппарата краска на лотке выброса парашюта, которой он был покрашен ошибочно, стала липкой, и парашют не вышел, так как «прилип» к лотку.

Со скоростью 50 м/с спускаемый аппарат ударился о землю, что привело к гибели космонавта.

Данная авария стала первым (известным) случаем гибели человека в истории пилотируемых космических полетов.

«Аполлон-1»: пожар на земле

Пожар произошел 27 января 1967 года  во время подготовки к первому пилотируемому полету по программе «Аполлон». Погиб весь экипаж. Вероятных причин трагедии было несколько: ошибка при выборе атмосферы (был сделан выбор в пользу чистого кислорода) корабля и искра (или короткое замыкание), которая могла послужить своеобразным детонатором.

Экипаж «Аполлона» за несколько дней до трагедии. Слева направо: Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом, Роджер Чаффи. NASA

Кислород предпочли кислородно-азотной газовой смеси, так как он делает герметичную конструкцию корабля значительно легче. Однако мало значения придали разности в давлении во время полета и во время тренировки на Земле. Некоторые детали корабля и элементы костюмов астронавтов становились очень пожароопасными в кислородной атмосфере при повышенном давлении. 

Так выглядел командный модуль после пожара. NASA/Public Domain

После возгорания огонь распространялся с невероятной скоростью, повредив скафандры. Сложная конструкция люка и его замков не оставила астронавтам шанcов на спасение.

«Союз-11»: разгерметизация и отсутствие скафандров

Командир корабля Георгий Добровольский (в центре), инженер-испытатель Виктор Пацаев и бортинженер Владислав Волков (справа). (С) РИА НОВОСТИ

Это был первый экипаж орбитальной станции «Салют-1».Трагедия произошла во время возвращения космонавтов на землю. До момента обнаружения корабля после посадки, на Земле не знали о том, что экипаж погиб.

Так как посадка проходила в автоматическом режиме, спускаемый аппарат сел в назначенном месте, без сильных отклонений от плана.

Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни, реанимационные мероприятия не помогли.

Что случилось

«Союз-11» после посадки. Фото spacefacts.de (с)

Основная принятая версия – разгерметизация. Экипаж погиб от декомпрессионной болезни. Анализ записей регистратора показал, что на высоте примерно 150 км давление в спускаемом аппарате начало резко снижаться.

Комиссия пришла к выводу, что причиной такого снижения стало несанкционированное открытие вентиляционного клапана.
Этот клапан должен был открываться на небольшой высоте при подрыве пиропатрона.

Почему пиропатрон сработал намного раньше, доподлинно не известно.

Предположительно, это произошло из-за ударной волны, проходящей по корпусу аппарата. А ударная волна, в свою очередь, вызвана срабатыванием пиропатронов разделяющих отсеки «Союза».

Воспроизвести это при наземных испытаниях не удалось. Однако в дальнейшем конструкция вентиляционных клапанов была доработана.

Нужно отметить, что конструкция корабля «Союз-11» не предусматривала скафандры для экипажа…

Авария «Челленджера»: катастрофа в прямом эфире

Эта трагедия стала одной из самых громких за всю историю освоения космоса, благодаря прямому телевизионному эфиру. Американский шаттл «Челленджер» взорвался 28 января 1986 года через 73 секунды после старта, за которым наблюдали миллионы зрителей. Погибли все 7 членов экипажа.

Что случилось

Было установлено, что разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя.

Повреждение кольца при старте привело к образованию отверстия, из которого начала бить реактивная струя. В свою очередь это привело к разрушению крепления ускорителя и структуры внешнего топливного бака.

Вследствие разрушения топливного бака сдетонировали компоненты топлива.

Экипаж «Челленджера». Старт. Авария. Pixabay, NASA Public Domain

Шаттл не взорвался, как принято считать, а именно «разрушился» из-за аэродинамических перегрузок. Кабина экипажа не разрушилась, но, скорее всего, разгерметизировалась. Обломки упали в Атлантический океан. Удалось найти и поднять многие фрагменты челнока, в том числе и кабину экипажа.

Было установлено, что минимум три члена экипажа пережили разрушение челнока и находились в сознании, пытаясь включить приборы подачи воздуха.
После этой катастрофы «Шаттлы» были оборудованы системой аварийной эвакуации экипажа.

Но стоит отметить, что в аварии «Челленджера» эта система не смогла бы спасти экипаж, так как она разработана для использования строго во время горизонтального полета. Эта катастрофа «свернула» программу «шаттлов» на 2,5 года.

Специальная комиссия возложила высокую степень вины на недостаток «корпоративной культуры» во всей структуре NASA, а также кризис управленческой системы принятия решений. Руководители знали о дефекте уплотнительных колец, поставляемых определенным поставщиком, в течение 10 лет…

Катастрофа шаттла «Колумбия»: несостоявшаяся посадка

Трагедия произошла утром 1 февраля 2003 года во время возвращения на Землю после 16-дневного пребывания шаттла на орбите. После вхождения в плотные слои атмосферы корабль так и не вышел на связь с ЦУПом NASA, а вместо челнока на небе появились его обломки, падающие на землю.

Что случилось

Экипаж шаттла «Колумбия»: Калпана Чавла, Ричард Хасбанд , Майкл Андерсон, Лорел Кларк, Илан Рамон, Уильям МакКул, Дэвид Браун. NASA/Public Domain

Расследование проводилось в течение нескольких месяцев. Обломки шаттла собирали на территории равной по величине двум штатам. Было установлено, что причиной катастрофы стало повреждение защитного слоя крыла челнока.

Это повреждение, вероятно, было вызвано падением куска теплоизоляции кислородного бака во время старта корабля.

Как и в случае с «Челленджером», трагедию можно было предотвратить, если бы волевым решением руководителей NASA экипаж провел визуальный осмотр корабля на орбите.

Собранные обломки и география разброса (отмечены красным, оранжевым и желтым цветами). Фото NASA/Public Domain

Есть данные о том, что технические специалисты трижды направляли запрос на получение изображения повреждений, полученных при старте. Руководство NASA посчитало, что повреждение от удара теплоизоляционной пены не может привести к серьезным последствиям.

«Аполлон-13»: масштабная трагедия со счастливым финалом

Этот полет американских астронавтов является одной из самых известных пилотируемых миссий «Аполлонов» к Луне. Невероятную силу духа и упорство, с которым тысячи людей на Земле пытались вернуть людей из космической западни, воспели писатели и режиссеры. (Самый известный и подробный фильм о тех событиях – фильм Рона Ховарда «Аполлон-13».)

Что случилось

Старт «Аполлона-13». Фото NASA/Public Domain

После стандартного перемешивания кислорода и азота в соответствующих баках астронавты услышали звук удара и почувствовали толчок. В иллюминаторе стала заметна утечка газа (кислородной смеси) из служебного отсека.

Облако газа меняло ориентацию корабля. «Аполлон» начал терять кислород и энергию. Счет пошел на часы. Был принят план использовать лунный модуль в качестве спасательной шлюпки. На Земле был создан штаб по спасению экипажа.

Было много проблем, которые предстояло решать одновременно.

Поврежденный двигательный отсек «Аполлона-13» после отделения.

Кораблю предстояло облететь вокруг Луны и выйти на траекторию возврата.

По ходу всей операции помимо технических проблем с кораблем астронавты начали испытывать кризис систем жизнеобеспечения. Обогреватели включать было нельзя – температура в модуле упала до 5 градусов Цельсия. Экипаж начал замерзать, помимо этого возникла угроза замерзания запасов продовольствия и воды.

 углекислого газа в атмосфере кабины лунного модуля достигло 13%. Благодаря четким инструкциям из командного центра экипаж смог сделать «фильтры» из подручных материалов, что позволило довести содержание углекислого газа до допустимых значений.

В ходе спасательной операции экипаж смог произвести отстыковку двигательного отсека и отделение лунного модуля. Все это нужно было выполнить практически «вручную» в условиях показателей жизнеобеспечения близких к критическим.

После успешного завершения этих операций предстояло выполнить еще предпосадочную навигацию. При неправильной настройке систем навигации модуль мог войти в атмосферу под неправильным углом, что вызвало бы критический перегрев кабины.

На период посадки ряд стран (в том числе и СССР) объявили радиомолчание на рабочих частотах.

17 апреля 1970 года отсек «Аполлона-13» вошел в атмосферу Земли и благополучно приводнился в Индийском океане. Все члены экипажа выжили.

Хотите первыми узнавать о «космических» новостях – жмите на кнопку подписки

Источник: https://hi-tech.mail.ru/news/space_tragedy/

Какие космические миссии планируются в ближайшие 20 лет?

Космические миссии, которые могли обернуться трагедией

Похоже, почти каждую неделю появляются сообщения о том, что ученые планируют отправить новые захватывающие космические миссии на изучение секретов Вселенной, от причудливых путешествий на Марс до серьезных научных экспедиций. Не удивительно, что за ними так трудно уследить. Поэтому мы составили список интересных космических миссий на ближайшие 20 лет. Обратите внимание, что все даты могут быть изменены.

2017 год

  • Март — Планетарное общество «Световой парус-2» организует вторую демонстрацию технологии солнечного паруса. Ожидается запуск на орбиту.
  • 15 сентября — миссия НАСА «Кассини» вокруг Сатурна подойдет к концу.

  • Осень — частная компания Asgardia, которая хочет создать первую «космическую нацию», запустит свой первый беспилотный спутник.
  • Ноябрь — SpaceX выполнит беспилотное испытание автомобиля Crew Dragon на орбите. Пилотируемый полет запланирован на май 2018 года.

  • Декабрь — долгожданный российский модуль «Наука», также называемый Многоцелевым лабораторным модулем, будет запущен на Международную космическую станцию.
  • Декабрь — Blue Origin планирует начать пилотируемые запуски в космос.

  • Декабрь — новый телескоп НАСА, Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS), должен начать работу к концу года.
  • 19 декабря — новый европейский телескоп Characterising Exoplanets Satellite (CHEOPS) будет готов к запуску.
  • Будет вестись подготовка космопланов XCOR’s Lynx к началу испытательных полетов.

    Самолет будет вмещать двух человек для коротких перелетов в космос.

  • Частная компания в Аризоне World View Enterprises хочет начать отправку платежеспособных клиентов в путешествия на высотных шарах. Они смогут провести два часа на высоте 30 500 метров за $ 75 000.
  • Китай попытается достать образцы с Луны с помощью миссии «Чанъэ-5».

    Это будет первый лунный образец, доставленный на Землю с 1976 года.

  • Две компании-конкурентки в Google Lunar XPRIZE — Moon Express и SpaceIL — как ожидается, запустят на Луну и попытаются посадить беспилотные зонды, первые в истории частных лунных посадок.
  • Новая ракета SpaceX с большой грузоподъемностью — Falcon Heavy — будет запущена в первый раз.

2018 год

  • Январь — предполагаемая дата запуска Inspiration Mars, частной миссии, которая отправит двух человек на орбиту Марса. Тем не менее маловероятно, что миссия когда-либо будет отправлена.
  • Февраль — миссия НАСА Juno, которая в настоящее время изучает Юпитер, будет завершена. Тем не менее миссия может быть расширена до 2019 года.

  • Апрель — Европейское космическое агентство (ESA) планирует запустить BepiColombo — первую свою миссию к Меркурию.
  • 5 мая — НАСА планирует запустить спускаемый аппарат InSight на Марс. Посадка, как ожидается, произойдет 26 ноября. Беспилотный зонд будет изучать внутреннюю часть Красной планеты.

  • Май — SpaceX планирует запустить свой первый беспилотный полет на Марс, который также будет первой частной миссией на Красную планету.
  • Июнь — первое испытание беспилотного «Боинга» Starliner. Пилотируемый полет будет осуществлен в августе 2018 года.
  • 31 июля будет запущена миссия НАСА Solar Probe Plus.

    Это первая миссия, которая направится в верхние слои атмосферы Солнца.

  • Июль — японский космический корабль Hayabusa-2 прибудет к своей цели — астероиду Ryugu. Он был запущен 3 декабря 2014 года и должен вернуться за Землю с образцами в декабре 2020 года.
  • Август — космический корабль НАСА OSIRIS-REX прибудет на астероид Бенну.

    На Землю он вернется в сентябре 2023-го с образцом размерами от 60 г до 2 кг.

  • Октябрь — огромная новая ракета НАСА Space Launch System (SLS) будет запущена в первый раз. Она отправит космический корабль Orion на трехнедельную миссию вокруг Луны, хотя существуют предположения, что как SLS, так и Orion могут быть утилизированы.

  • Октябрь — космической телескоп «Джеймса Вебба» (JWST), громкий преемник космического телескопа «Хаббл», переживший многочисленные перерасходы и задержки, наконец-то будет запущен.
  • Октябрь — ESA планирует запустить свою миссию Solar Orbiter (SOLO), которая будет изучать гелиосферу Солнца, его полюса и солнечный ветер.

  • Декабрь — Индия запустит свою очередную миссию на Луну. «Чандраян-2» будет включать в себя орбитальный аппарат, спускаемый аппарат и луноход.
  • Япония запустит новую миссию под названием Moon SELENE-2. Это преемник миссии SELENE 2007 года. Как и миссии в Индии, она будет состоять из орбитального аппарата, посадочного модуля и ровера.

  • Китай попытается стать первой страной, которая посадит зонд на дальней стороне Луны с помощью лунного посадочного модуля «Чанъэ-4».

2019 год

  • 1 января — New Horizons выполнит облет объекта во внешней стороне Солнечной системы. Это объект в поясе Койпера под названием 2014 MU69.
  • Октябрь — корпорация «Сьерра-Невада» планирует запустить беспилотный космический самолет с помощью ракеты Atlas V.

  • Конец 2019-го — ожидается запуск японского беспилотного аппарата Smart Lander для исследования Луны. Он сможет выполнить точную посадку, анализируя поверхность во время подхода к ней.
  • В 2019-м, возможно, Virgin Galactic наконец начнет посылать платежеспособных клиентов в космос.

  • Компания Deep Space Industries может запустить свой первый беспилотный космический корабль на астероид под названием «Геолог-1».

2020 год

  • Июль — следующий марсоход НАСА будет запущен к Красной планете. Он должен будет искать признаки прошлой жизни на Марсе. Эта, а также другие миссии прибудут на Марс в начале 2021 года.
  • Июль — ровер ESA ExoMars начнет свой путь на Марс в поисках признаков прошлой или настоящей жизни.

  • Июль — Объединенные Арабские Эмираты планируют запустить свою первую миссию на Марс в орбитальном аппарате под названием Hope.
  • Июль — Индия запустит свою вторую миссию на Марс в орбитальном аппарате под названием Mangalyaan-2. Она может также включать в себя спускаемый аппарат и ровер.

  • Июль — SpaceX может начать свой очередной беспилотный полет на Марс.
  • Июль/август — Китай планирует запустить орбитальный аппарат, посадочный модуль и ровер на Марс. Это будет его первой миссией на Красную планету.

  • Октябрь — будет запущен совместный проект НАСА и Европейского космического агентства Asteroid Impact Mission. Целью миссии является изменение траектории астероида из-за столкновения с космическим кораблем. В настоящее время миссия находится под угрозой срыва.

  • Будет запущена вторая миссия Китая на Луну — «Чанъэ-6», но ее цели пока еще не определены.
  • Square Kilometer Array — крупнейший в мире радиотелескоп с собирающей площадью один квадратный километр, будет включен в первый раз.

  • Bigelow Aerospace надеется начать строительство первого космического отеля с помощью модуля B330.
  • Будет запущена миссия «Евклид» Европейского космического агентства. Она должна будет изучить ускорение Вселенной путем измерения красного смещения далеких галактик, что даст нам более глубокое понимание темной энергии и темной материи.

2021 год

  • Октябрь — НАСА запустит космический корабль под названием «Люси» с целью изучать астероиды Юпитера. Миссия будет проводить изучение с августа 2027 по март 2033 года.

  • Космический аппарат НАСА «Орион» впервые будет запущен на лунную орбиту и обратно. Он будет иметь экипаж. 2021 год — это самая ранняя дата для этой миссии, так как она может быть оправлена двумя годами позже.

  • Индия планирует запустить свой первый пилотируемый полет.

2022 год

  • ESA планирует запустить Jupiter Icy Moons Explorer — космический аппарат для изучения спутников Юпитера: Ганимеда, Каллисто и Европы. Планируется, что аппарат выйдет на орбиту Юпитера в 2030 году, а на орбиту Ганимеда — в 2033-м.

  • Китай запустит первую часть новой большой космической станции. Этот первый модуль будет называться «Тяньгун-3».
  • Thirty Meter Telescope (ТМТ) — чрезвычайно большой телескоп, который будет построен на Гавайях или Канарских островах, планируется ввести в эксплуатацию.

  • В какой-то момент в середине 2020-х, возможно, в 2022-м, НАСА запустит свою миссию Europa Multiple-Flyby Mission. Этот космический аппарат будет изучать спутник Юпитера Европу, точнее, его подповерхностный океан и возможность его обитаемости. Также он может включать в себя спускаемый аппарат.

  • Япония может начать миссию, цель которой — добыть образец со спутника Марса Фобоса.

2023 год

Октябрь — НАСА планирует запустить миссию «Психея», чтобы изучить богатый металлами астероид с таким же названием в 2030 году.

2024 год

  • SpaceX планирует запустить первую пилотируемую миссию на Марс. Это часть проекта «Межпланетная транспортная система».
  • ESA может начать миссию, названную Phootprint, на марсианский спутник Фобос с целью получить образцы.
  • Будет введен в эксплуатацию European Extremely Large Telescope (E-ELT) — крупнейший в мире оптический телескоп.

  • Планируется закрытие Международной космической станции и снятие ее с орбиты. Эта дата может быть перенесена на 2028 год или даже позже.
  • Ожидается запуск спутника Planetary Transits and Oscillations of Stars Европейского космического агентства.

    Он будет искать планетарные системы за пределами нашей собственной, с акцентом на планеты земного типа вокруг подобных Солнцу звезд.

2025 год

  • В какой-то момент в середине 2020-х НАСА может начать миссию, чтобы доставить на Землю образец материала с поверхности Марса.
  • НАСА планирует запустить свой Wide Field Infrared Survey Telescope (WFIRST) в середине 2020-х. Он будет изучать темную энергию и искать планетарные системы, подобные нашей.

2026 год

  • Предлагаемый год для запуска Asteroid Redirect Mission (ARM) НАСА. Цель миссии — отправить экипаж в капсуле Orion на захваченный астероид на лунной орбите.

    Она может быть объединена с предыдущей миссией Orion.

  • Предлагаемая дата запуска первого экипажа миссии Mars One.

    Однако с момента анонса этой программы в 2012 году шансы на то, что это произойдет, в значительной степени уменьшились.

2028 год

Европейское космическое агентство планирует запустить миссию Athena — космический телескоп, который будет отображать горячий газ во Вселенной, а также изучать сверхмассивные черные дыры.

Начало 2030-х годов

  • НАСА может запустить человека на орбиту Марса, возможно, с посадкой на марсианский спутник Фобос и с использованием роверов на поверхности Марса. В НАСА нацелены на пилотируемые полеты на поверхность Марса в конце 2030-х.
  • Примерно на это же время Китай и Россия имеют предварительные планы по высадке людей на Луне.

2031 год

  • Планируется запуск российского космического аппарата «Меркурий-П», который должен будет выполнить первую в истории посадку на Меркурий.
  • Россия хочет выполнить свою первую пилотируемую высадку на Луну.

2036 год

Прорыв Starshot — смелая инициатива, цель которой — отправить космический аппарат к нашей ближайшей соседней звезде Проксима Центавра.

Источник: http://fb.ru/post/science/2017/1/22/9344

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.